Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Тема религии Древнего Египта на сегодняшний день сохраняет до сих пор высокую степень актуальность, так как данная религия на протяжении всего своего существования и после привлекала внимание многих исследователей, в том числе и известных историков и мыслителей эпохи Античности, особенно Геродота. Исследования Древнеегипетской религии привлекали также внимание представителей и других религий, также христианской. Многие известные ученые даже в период Нового времени, особенно в период 17-19 веков, не переставая, обращали свое внимание на культуры Древнего Египта, пытаясь определить роль и место религии в жизни египтян Древнего мира. На этом фоне изучались египетские тексты и египетские настенные рисунки, которые отображали суть религиозных культов. Например, в начале 19 века известный ученый в области египтологии Франсуа Шампольон дал интерпретации египетских иероглифов. Таким образом, благодаря трудам французского ученого у современных исследователей открывается больше возможностей понять суть религии Древнего Египта.
Глава 1. Фетишизм и тотемизм. Культ животных Древнего Египта
Египетская религия представляет собой явление, сочетающее в себе многообразные аспекты, включающие в себя: монотеизм, тотемизм, фетишизм, космогонию, политеизм и различные культуры. Многие из этих аспектов, согласно исследованиям, определяли политическое и духовное устройство древнеегипетского государства на протяжении всего его существования под управлением различных династий. Это определялось, прежде всего, обожествлением фараона и составлением целых архитектурных комплексов, где люди поклонялись божествам и имели определенные представления о месте и роли божеств в жизни каждого жителя Древнего Египта.
Советский исследователь Древнего мира Коростовцев М.А. в своем исследовании обращает внимание исследователей на определение термина «фетишизм». Данный термин определяется как религиозное почитание фетишей или материальных предметов, которые были взяты в рамках природы. Этим предметам обычно предписывает наличие сверхъестественной силы. Тотемизм представляет собой идею родства предков и животных. Тотемизм был характерен для людей в эпоху раннего родового общества. Данное явление формирует так называемый мифологический мир первых предков, которые имели непосредственную связь с животными или какую-либо связь с животным миром природы. Первый предок всегда представлялся как сочетание человека и животного, отражающего религиозное представление общественной структуры .
Тотемизм в Древнем Египте преобладал в додинастическую эпоху, который сохранялся на протяжении тысячелетия. Коростовцев М.А. утверждал, что в Египте находилось свыше 40 независимых номов или территорий, которые находились на стадии доклассового развития. Поэтому это закономерно, что фетишизм и тотемизм были основной формой религии для социальных структур Древнего Египта. Когда племена Египта объединялись, то формировалась религия на основе нескольких племенных культов. При этом каждый город в Египте имел свое божество в той или иной форме, или в форме материального фетиша. Хотя распространенным божеством на тот период были животные или сочетание образов животных и людей. Эти животные были обожествлены и, согласно многим принципам и верованиям, имели свои функции в жизни Древнего Египта. Самым распространенным направлением было хозяйство, так как это была основа будущей государственности в Древнем Египте. Такими городами, где находились животные божества, являлись Ликополис, Гиераконполь, Крокодилополь и Леонтополис .
Египтолог из Франции Опост Мариетт приехал в Египет для сбора рукописей. В ходе исследований египтолог обнаружил некрополь Аписов-Серапеум, где были обнаружены погребения около 60 быков и множество стел. Этот комплекс представлял собой подземное сооружение с наличием каменными саркофагами для мумий быков. В комплексе главным божеством был Апис-Осирис, имеющий связку с мемфисским богом Пта. Согласно научным данным, Апис ассоциировался с оракулом богом Пта. Апис изображался в виде бронзовой статуи с солнечным диском на голове с рогами. Советский исследователь Коростовцев М.А., анализируя данный культ, отмечает, что Апис почитался и среди персидских царей и римскими императорами. Апис не является единственным божеством с образом быка. Существовало также божество Мневис, представляющий собой черный бык. Мневис это оракул бога Ра и воплощением бога Ра на земле. Культ божества Мневиса был популярен во времена 18 династии, но при этом имел древнее происхождение. В городе Гермонт поклонялись быку Бухие, который был связан с богом Монту. В этом городе находился некрополь для быков Бухеум. Культ Бухеума был известен широко во времена 30 династии. Культ быков и коров были популярны на территории Дельты, так как эта область была богата пастбищами .
Следующий культ, который следует упомянуть следующий культ, посвященный крокодилу. Это был культ бога Себека. Данный культ возник в тех регионах, где в основном обитали крокодилы. Это преимущественно были территории болотистой местности, на островах на реках и местности с каналами. Такие территории были в основном в долине Нила. Божество Себек представляло собой защитника богов, так как его устрашающий и свирепый вид отпугивает злых существ и демонов. Помимо названия «Себека» в эпоху Среднего царства в Фиваиде встречались аналоги имени – Себекемсаф и Себекхотеп, что означает «Себек защищает город». Фараоны из 13-й династии носили имя Себекхотеп. Крокодилу покланялись в храме основного города области, где крокодила кормили, и оказывали ему должностное внимание. Когда животное умирало, то его бальзамировали и хоронили в захоронении с другими животными. Коростовцев М.А. подчеркнул, что мумии крокодилов можно увидеть в Каирском музее. Культ данного животного был распространен на территориях Верхнего и Нижнего Египта. Прежде всего, в Фаюме, Шедите, Фивах, Омбосе и в местностях Верхнего Египта. Храм Себека находился в египетском городе, который носил название Крокодилополь .
Глава 2. Местные египетские боги (религиозная география)
Образование каждого верования и религии определяется, прежде всего, природно-климатическими и географическими условиями, в которых у народов и племен формируются представления о высших силах, и как они выглядят. Если мы берем территории Древнего Египта, то необходимо учитывать, что это масштабная территория, где люди заселялись у реки Нил и озер. Но распростертая территория и условия жизни заставляли человека представлять, какие высшие силы его окружают, и помогают ли они ему, или уничтожают. В прошлой главе раскрывались особенность тотема Древнего Египта. Там было отмечено, что египтяне часто представляли себе божеств, глядя на животных, так как именно животный мир был приспособлен к окружающему миру и часто контактировал с человеком.
Российские исследователи Кистенева О.А., Соколов А.Р. и Кистенев В.В. в коллективном научном исследовании отметили, что катаклизм и природные явления в Египте в определенных точках представлялись силой, посланной свыше. Каждый город в Египетской цивилизации имел своего бога, как и тотем. Выбор того или иного бога, по мнению ученых, это влияние географического местоположения города и особенности природных явлений в тех регионах. Если это благоприятные условия, то местные божества изображались в виде полулюдей-полуживотных, что символизировало сосуществование человека и представителей животного мира определенного региона, где они считались богами. А если условия местности были неблагоприятными, то божество старались изображать в том виде, что не допустить бедствия и других природных катаклизмов .
Историк Ассман Я. в научном труде, отмечая особенность теологию египетской цивилизации, подчеркнул, что египетские боги являются собственниками храмов, а также собственниками земли, где расположен храм. Ведь именно храмам принадлежала большая часть территории Египта. Храмы не обязаны были платить государству налогов, так как земля принадлежала храму, а земля, как известно, нужна было для земледелия, что обеспечивало экономику Египта и поддерживало жизнь населения и домашнего скота. Земля храма могла быть отдана в аренду. Правитель Египта мог делать пожертвования в храмах. Поэтому слова «государственность», «пантеон богов» и «хозяйства» сочетаются вместе и друг без друга не могут существовать. Божество воплощает в себе идею города. Египетский город имел своего бога. Ассман Я. здесь приводит интерпретации городов Фивы («Город Амуна»), Гермополь («Город Тота») и Мемфис («Город Птаха»). Греки же называли города египетских божеств по другому: «Город Амуна» - «Диосполь»; «Город Мина» - «Панополь»; «Город Хатхор» - «Афродитополь»; «Город Тота» - «Гермополь»; «Город Анубиса – Кинополь»; «Город Упуата» - «Ликополь»; «Город Собка» - «Крокодилополь». Само понятие «город» всегда отожествлялся с понятием «бог», который правил в том или ином городе. «Город Амуна» обозначал Фивы, город «Гермополь» принадлежал богу Тоту .
Глава 3. Взаимосвязь религии и политической власти
В политической жизни фараона, как во многих других государственных образованиях на ранних стадиях или древних миров, религия всегда была связующим звеном между народом и властью. Вполне закономерно, что правитель города или государства имеет власть, данную бога. Власть в те времена также узаконивалась божественным происхождением правителем. Эти версии о божественном происхождении подкреплялись тотемизмом (взаимосвязи египтянина и животным посредством наличия одного связующего первородного предка).
Российский исследователь Неваров А.А. в своей статье рассматривает особенности соединения политической власти и египетской религии. Он отметил, что религия в Древнем Египте была направлена на социальную интеграцию, социальное устройство и взаимоотношения в обществе. Власть считалась сакральной, а ее происхождение имеет свое начало от богов в виде животных или сочетания человека и животного. Главную роль в государственном устройстве исполнял фараон. Египетское государство образовалось в конце 4-го тысячелетия до нашей эры. Фараон переводится как «царь» или «перо», которого называли строго по имени, так как настоящее имя было священным. Фараон считался «сыном местного бога» в египетском государстве или земным божеством. Присутствие фараона, как считали египтяне, являлось залогом мирного сосуществования разных племен, урожая и процветанием египетского государства. Таким образом, фараон являлся не только главой светской власти, но был одновременно верховным жрецом египетского государства, который был связью между человеческим миром и миром богов. В обязанность фараона входило проведение религиозных ритуалов, в результате которых он выражал свою благодарность богам Египта. Такие ритуалы, безусловно, проводились на территории храма, где совершать их имел только он право, даже жертвоприношения являлось неотъемлемой частью функции правителей.
Заключение
В заключение данной работы хотелось отметить, что религия Древнего Египта никогда не было однотипной или какой-либо монотеистической. Данная атмосфера сочетала в себе различные стороны религиозной жизни, включая обряды и ритуалы. Помимо того, что религия Древнего Египта это комплекс присутствия нескольких богов, которые не только отвечали за весь мир человеческий, в том числе и на природные явления и катаклизмы. В пантеоне присутствовали боги, которые демонстрировали цикл жизни души человека после смерти или показывали, куда направляется душа после смерти. При этом религия Древнего Египта всегда стремилась к монотеизму. Это, скорее, была не форма монотеистической религии, а религия с наличием множества богов с элементами монотеизма, ставя на верховный пьедестал лишь одного бога.